Укулеле - нескучная история создания инструмента!

в Статьи .

В нашей статье мы познакомим вас с историей создания гавайской гитары и развитием ее популярности в разных странах. Какие существовали настройки и виды укулеле, кто из российских музыкантов играет на укулеле, можно ли научиться играть на укулеле в обычной школе и еще много интересного!

История создания укулеле

Когда укулеле стала так популярна

Укулеле на Гавайях

Укулеле в системе школьного образования

Вторая родина укулеле! Спойлер: это не США!

 

История создания укулеле 

Укулеле - самое популярное хобби!

Укулеле - самое популярное хобби!

 

Укуле́ле — гавайская четырёхструнная разновидность гитары, используемая для аккордового сопровождения песен и игры соло, относится к струнным щипковым инструментам (ед.ч., ж.р.). Возникает вопрос, откуда взялся этот инструмент и с чем связана его неугасающая популярность.

История укулеле берёт своё начало c 1879 года, когда трое жителей острова Мадейры отправились на сахарные плантации Гавайских островов и привезли с собой музыкальные инструменты —мачете де брага и мачете де раджао. Именно эти инструменты и считаются прародителями современной укулеле.

На Гавайях само слово «укулеле» возникло ещё до того, как у них появился инструмент. Гавайский словарь 1865 года определил укулеле как «кошачья блоха» — вредитель, завезённый европейцами на острова много лет назад. С «блохами» связан и другой факт: во время настройки инструмента укулеле-музыканты используют мнемонический приём: фразу «My dog has fleas» («У моей собаки блохи»). Каждое слово строчки поётся в порядке нот G-C-E-A (стандартная настройка укулеле), от верхней струны — к нижней.

Первый магазин по продаже укулеле на Гавайях был открыт уже в середине 1880-х. Как только укулеле стали поступать в массовую продажу, к ним начали предлагать дополнительные товары: чехол, запасной комплект струн и самоучитель. Некоторые магазины предоставляли проведение уроков на дому. Однако единой системы обучения на тот момент, в начале ХХ века, не было. Каждый учитель предлагал свою методику. Сложности, в первую очередь, были связаны с тем, что сначала укулеле имела два часто используемых строя: A-D-F#-B и G-C-E-A (строй, заимствованный у раджао), а также традиционный строй мачете - D-G-B-D. От настройки зависел и метод обучения. Со временем более удобная настройка G-C-E-A получила большую популярность и используется до сих пор.

Первая книга по обучению игре на укулеле «Укулеле, гавайская гитара, и как на ней играть» появилась на Гавайях в 1906 году. Автор методики — Эрнест Кааи, первый гавайский укулеле-виртуоз, известный в Гонолулу как «отец укулеле». Он был первым музыкантом, сыгравшим мелодию на укулеле, дополнив её аккордами. Именно Кааи стал использовать укулеле в качестве сольного, а не только аккомпанирующего инструмента. Книга содержит условные обозначения аккордовых схем, упрощённую табулатуру и базовые аккорды, которые с тех пор стали ассоциироваться с гавайской музыкой.

 

Когда укулеле стала популярна

Игра на укулеле - это прекрасный досуг для всей семьи!

 

Можно отследить три волны популярности укулеле.

Первая волна пришлась на начало ХХ века и достигла пика к 30-м годам. Ключевым событием называют Панамско-Тихоокеанскую международную выставку 1915 года в Сан-Франциско, где главным хитом стала именно гавайская музыка в исполнении небольшого укулеле-оркестра, а рядом, в гавайском павильоне, продавались первые укулеле. За время проведения выставки более 18 миллионов посетителей познакомились с гавайской музыкой и с укулеле, и с этого момента укулеле становится одним из главных символов Гавайев. Именно так укулеле и гавайская музыка начали своё путешествие за пределы Гавайских островов: сначала в США, а затем и за океан — в Европу. В этот период было придумано и издано множество мелодий и песен специально для любителей укулеле и островной музыки гавайскими и американскими композиторами. Для привлечения внимания к укулеле-музыке в нотных сборниках использовались яркие обложки с изображением «райских островов», гавайских девушек, укулеле-групп. Немаловажным фактором в этот период, непосредственно повлиявшим на рост популярности укулеле и гавайской музыки, стали фонографы и радио, ведь таким образом люди могли слушать музыку из дома, подпевая или подыгрывая себе на инструменте. Несмотря на то, что укулеле в это время стоила меньше гитары, её стоимость была ещё достаточно высока (до месячной зарплаты простого рабочего), и позволить себе такой инструмент мог не каждый. Уже в это время появляются новые виды укулеле, например, форма «ананас», а также новые размеры — концерт, тенор, а ближе к 40-м годам и баритон, что способствовало расширению исполнительских возможностей и средств музыкальной выразительности. Среди известных укулеле-музыкантов этого времени можно выделить Эрнеста Кааи (Гавайи), а в конце периода — Артура Годфрри, Роя Смека (США) и Джорджа Фромби (Англия).

Вторая волна — с начала 50-х годов ХХ века. За время Второй Мировой войны укулеле потеряла своё влияние в Европе и вновь сконцентрировалась только на американском материке. Укулеле большими партиями отправлялись на фронт американским солдатам для поддержания боевого духа. После выхода на экраны фильма «В джазе только девушки» с Мэрилин Монро в 1959 году слава укулеле вновь достигла своего пика. Важными факторами распространения укулеле становятся снижение стоимости инструмента, удешевление производства, появление пластиковых инструментов. Ключевую роль в популяризации укулеле играет телевидение, яркие образы любимых артистов в кино и высокие рейтинги телешоу с их участием: Мэрилин Монро, Элвис Пресли, The Beatles, Tiny Tim («Крошечный Тим»), Тесса О’Ши и другие.

  

Период 70–80-х годов XX века ознаменовывается развитием «подпольного движения»: возникают укулеле-клубы и любительские укулеле-ансамбли (Канада, 1962), организуется первый гавайский укулеле-фестиваль (1971), учреждается премия Nā Hōkū Awards (1978) — главная музыкальная премия на Гавайях, аналог американской Grammy, а в Великобритании зарождается первый профессиональный укулеле-оркестр (1985). Игра на укулеле становится всё более виртуозной, появляется техника игры «соло над аккордами», что позволяет сделать звучание укулеле более интересным для слушателя, но сложным для исполнения. Однако народная гавайская музыка постепенно вытесняется другими стилями и направлениями, на укулеле всё чаще исполняют рок, джаз, латиноамериканскую музыку.

Предвестником третьей волны популярности является выпуск альбома «Facing future» («Столкнувшись с будущим») гавайского исполнителя и певца Израэля Камакавиво'оле в 1993 году. До сих пор самой знаменитой песней на укулеле остаётся его «Somewhere Over the Rainbow/What a Wonderful World» («Где-то над радугой»/«Этот прекрасный мир»). Но настоящий бум начинается с 2000-х годов с развитием Интернета, социальных сетей и, в первую очередь, c появлением YouTube в 2005 году, где пользователи выкладывают тысячи видеороликов с укулеле-каверами и делятся исполнениями укулеле-артистов прошлого. Видео гавайского виртуоза Джейка Симабукуро с инструментальной версией песни The Beatles «While my guitar gently weeps» («Пока моя гитара нежно плачет») в 2005 году набрало более 17 миллионов просмотров, а финал американского шоу талантов 2016 года, где 12-летняя девочка Грейс Вандервол исполняет авторскую песню под аккомпанемент укулеле, посмотрело более 115 миллионов пользователей YouTube. Получив доступ к огромному количеству музыкальных видео, интерес к укулеле начинают проявлять подростки и молодёжь, обучаясь самостоятельно по видео-урокам.

Укулеле также начала проникать в мир современной поп-музыки, рока и кантри в качестве вполне самостоятельного инструмента. На ней играют артисты как за рубежом (Пол Маккартни, Брюс Спрингстин, Элвис Костелло, Тэйлор Свифт, Билли Айлиш и другие), так и в России (Сергей Шнуров, Алёна Швец, Инна Желанная, Green Apelsin, Ольга Арефьева и другие).

Авторская укулеле Green Apelsin

 

Появляются новые виды укулеле: бас-укулеле, электроакустические и трансакустические укулеле, применяются практически все виды гитарной техники (фингерстайл, тэппинг, клэппинг и др.), укулеле попадает в центр музыкальных экспериментов. И одновременно с этим на укулеле начинает звучать музыка эпохи Средневековья, Ренессанса, а также барокко и классика, появляются сборники «Бах на укулеле», «Классическая укулеле», «Барочная укулеле», «От лютни до укулеле» и другие, что позволяет рассматривать укулеле как серьёзную базу для любого инструменталиста, даёт возможность изучать любой период музыкальной истории в формате укулеле.

Именно в это время, в начале 2000-х годов, укулеле появляется и в России. Согласно сервису Google Trends, Россия сейчас демонстрирует наивысший уровень популярности по запросу «укулеле» — более 100, такой же, какой показывают Гавайи на протяжении уже не одного десятка лет.

 

Укулеле на Гавайях

Укулеле подходит как для аккомпанемента, так и для игры соло.

 

Рассмотрим, как развивался процесс обучения игре на укулеле в некоторых странах, начиная с родины укулеле — Гавайев.

Укулеле — большая часть культуры Гавайев, любой праздник, свадьба, день рождения не обходятся без гавайской музыки. До сих пор укулеле сопровождает хулу (народный гавайский танец) и пение меле (народные гавайские песни) как в качестве соблюдения традиций, так и в качестве развлечения. Дети впервые берут укулеле в руки в возрасте 3-х лет, а первыми учителями часто являются родители. В школах учащиеся начинают изучать инструмент в 3–4-м классе в качестве обязательной части учебной программы.

Гавайцы начала XX века описываются как люди с прирождённым музыкальным талантом, а их умение играть и петь одновременно отмечается как нечто новое и необычное. Одна из передовых школ по обучению укулеле на Гавайях на сегодняшний день — Студия Роя Сакума. Студия была открыта ещё в 1970-х годах, и на сегодняшний день насчитывает более 30 педагогов в четырёх различных регионах Гавайев. Самым знаменитым её учеником является виртуозный укулеле-музыкант Джейк Симабукуро. Студия обучает детей от 5 лет, а также молодёжь, взрослых и пожилых людей, даёт бесплатные уроки для больных раком. Одним из направлений работы студии является плотное внедрение укулеле в государственные школы в качестве обязательной программы. Рой Сакума широко известен не только как выдающийся педагог, но и как организатор первого укулеле-фестиваля на Гавайях в 1971 году, фестиваль сейчас является значимым ежегодным событием для всего мирового укулеле-сообщества.

Гавайские высшие учебные заведения также используют укулеле в своих образовательных программах. Например, музыкальный факультет Гавайского Университета в Маноа предлагает для своих студентов в списке обязательных факультативов класс по игре на укулеле (1 час в неделю), а также гавайский хор и гавайский ансамбль, в состав которых входит укулеле. Гавайский ансамбль делает упор на игру струнных оркестров, в первую очередь на укулеле и гитаре, а также на пение в сопровождении этих инструментов. Этот курс предназначен для расширения знаний учащихся в области базовой теории музыки, структуры и стиля гавайских музыкальных композиций, игры на различных ансамблевых инструментах, пения, аранжировки и исполнения меле.

Следует упомянуть и об особенностях техники игры на укулеле. На Гавайях принята двухпальцевая техника правой руки: основные движения совершают большой и указательный палец как во время аккомпанемента, так и во время сольного исполнения. Иногда используется только большой палец, особенно в начале освоения инструмента. Допустимо опираться мизинцем в верхнюю деку во время игры. Эта оригинальная техника исполнения делает укулеле самобытным инструментом.

 

Укулеле в системе школьного образования

Укулеле подходит для обучения детей с 4-х лет.

 

Канада — одна из первых стран, где обучать игре на укулеле стали в обычных общеобразовательных школах. Ещё в 1971 году Дж. Чалмерс Доан — музыкант и педагог — предложил полноценную программу музыкального развития детей в школах Канады на основе укулеле, что помогло буквально возродить музыкальное образование в стране. Доан лично занимался просвещением и обучением педагогов, организовывая семинары по всей стране. Он также является автором особой конструкции укулеле треугольной формы. Производство таких укулеле было несложным и недорогим, при этом укулеле хорошо звучала и идеально подходила для начинающих. Дешевизна укулеле сделала музыкальное образование доступным для самых широких слоёв населения, в том числе для детей из бедных семей. «Не имеет значения, какой инструмент вы выберете - флейту, трубу, фортепиано, бас, гитару, мандолину; ничто не может сравниться с укулеле как с лучшим средством музыкального образования в наших школах!» - говорил Доан.

Влияние Доана на весь процесс музыкального образования в сфере укулеле распространилось на несколько поколений. Он является учителем Джейми Томаса, который, в свою очередь, стал учителем Джеймса Хилла — одной из самых известных фигур в мире укулеле и выдающегося укулеле-педагога. Он дополнил и расширил программу Доана, в соавторстве с ним было написано пособие «Ukulele in the Classroom» («Укулеле в классе»), которым пользуются учителя по всему миру. Джеймс также создал международную программу подготовки и сертификации учителей, что даёт право преподавать укулеле по единой системе и обмениваться опытом. Методика Доана-Хилла позволяет начинать играть на укулеле уже с первых аккордов, объясняет логику и последовательность изучения аккордовых схем, знакомство с нотной грамотой, ритмом и гармонией, а репертуар включает в себя как детские песни, так и мировое музыкальное наследие.

Укулеле-обучение в Америке тесно связано с именем Мэй Сингхи Брин — «Леди Укулеле», которая повсеместно продвигала укулеле в школах. Судя по опубликованным в то время изданиям, она написала больше аранжировок для укулеле, чем любой другой музыкант за всю историю укулеле. Мэй Сингхи Брин считается первой, кто начал преподавать укулеле в школах (она была учителем укулеле в нескольких частных школах Нью-Йорка), а также первой, кто сделал запись своих укулеле-уроков на грампластинках. Брин основала несколько укулеле-клубов в Нью-Йорке, потому что считала, что общение в клубной атмосфере способствует обучению. И сейчас её концепция получила широкое распространение. Укулеле-клубы для взрослых объединяют музыкантов-любителей и являются одной из особенностей укулеле-культуры в США. В одном только штате Мичиган таких клубов насчитывается более 30, а каждый клуб включает в себя от 10 до 6000 участников. Возраст участников — в среднем выше 35 лет.

Другая яркая тенденция — это распространение укулеле в общеобразовательных детских учреждениях по всей Америке. Чтобы понять, насколько укулеле охватывает школьное и дошкольное образование в США, достаточно взглянуть на статистику. С 2000 года организация Guitars and Ukes in the Classroom (Гитары и укулеле в классе) обучила около 17000 учителей по всей стране. Каждый год они обучают более 1500 учителей в 39 штатах, а затем более 200 тыс. детей становятся их учениками. Согласно отчёту NAMM за 2020 год, укулеле стала вытеснять блокфлейты в общеобразовательных школах США, а её продажи выросли в 3 раза по сравнению с 2009 годом и составляют около 2 млн. экземпляров в год только на территории США. Одновременно в классе может заниматься от 10 до 100 детей, что только подчёркивает массовость укулеле.

Техника игры на укулеле в Америке, особенно в ранний период, была заимствована у банджо с его характерным тремоло. О тесной связи этих двух инструментов говорит и появление такого инструмента, как банджолеле (корпус от банджо, а гриф от укулеле), ещё в начале XX века.

 

Вторая родина укулеле! Спойлер - это не США!

На укулеле играют самые популярные артисты во всем мире!

 

Если Гавайи считаются родиной укулеле, то Японию называют второй родиной укулеле. И с этим связан исторический факт. Эмиграция японцев на Гавайи началась в 1885 году, а к 1924 году около 200000 японцев переехали на Гавайи, чтобы работать на плантациях сахарного тростника. Однако многие семьи отправляли своих детей обратно в Японию для завершения образования, а в качестве сувенира дети привозили с собой укулеле. Поэтому первая большая волна популярности укулеле в Японии, как и в Америке, пришлась на 1920-е годы, когда дети этих иммигрантов достигли совершеннолетия. Новый пик моды на этот инструмент, или «возрождение укулеле», начинается уже в конце 90-х годов, охватывая сначала молодёжь, а затем и более взрослые группы населения, включая пожилых людей и пенсионеров.

Укулеле-сообщество в Японии сильно отличается от американской модели. Оно не базируется в клубах, как в Америке, а предполагает грамотное и углублённое изучение техники игры, поэтому японцы больше уделяют внимание обучению и практике, нежели просто совместным встречам с коллективным исполнением песен. И в этом заметно сильное влияние укулеле-виртуоза Джейка Симабукуро: он является ключевой фигурой для японцев, в игре на укулеле многие музыканты стремятся подражать ему. Распространение укулеле в Японии тесно связано с самой культурой и характером японцев. Они уделяют большое внимание своему хобби, достигая в этом практически профессиональных высот.

Международная популяризация укулеле прошла несколько этапов, а процесс обучения в разных странах развивался по-разному. Став национальным инструментом на Гавайях, укулеле охватила буквально все сферы общего образования: от дошкольного до профессионального. В Канаде она помогла возродить музыкальное образование в школах, а в США стала центром любительских укулеле-сообществ. Неудивительно, что укулеле дошла и до России, однако здесь её история только начинается.

 

Автор: Подкорытова Анастасия

 

Специализированный магазин УкулелеЦентр предлагает вам только проверенные бренды укулеле:

Самый популярный бренд укулеле Flight, одобренный педагогами по всему миру

Инновационный бренд Bumblebee

Недорогие качественные инструменты Terris для детей и начинающих

Креативные укулеле от DaVinci

Бренд Tom для продвинутых и профессионалов